Досуговая деятельность - кружок "Лесовичок

Педагогический работник Хайрушева Людмила Андреевна.
Педагогический работник
Хайрушева Людмила Андреевна
Изготовление поделок из природного материала- Э.К.Гульянц, И.Я.Базик « Что можно сделать из природного материала»

Программа занятий

Дата

Тема

Цель

1

Сентябрь

07.09.2023г

Знакомство с природным материалом

Познакомить детей  с различным природным материалом; воспитывать умение пользоваться простейшими инструментами, трудолюбие, коллективизм, любовь к природе.

2

21.09.2023г

Стрекоза (стр 35)

Учить детей делать игрушку по образцу, использовать для соединения частей игрушки пластилин; формировать интерес к данному виду труда.

Материал: семена (крылатки) ясеня, клёна; семена яблока или зорянки; сухая веточка любого дерева; пластилин.

Ход работы:

На каждом столе необходимый природный материал. Воспитатель загадывает детям загадку о стрекозе и показывает изготовленную им игрушку – стрекозу. Затем предлагаем внимательно рассмотреть её и сказать, из чего она сделана. Обращает внимание детей на то, что у стрекозы продолговатое брюшко, тонкие прозрачные крылья, большие выпуклые глаза.

После рассмотрения игрушки – образца воспитатель показывает, как создаётся игрушка, вместе с детьми уточняет последовательность работы. Из пластилина нужно вылепить продолговатое брюшко и округлую голову, из семян яблока или зорянки сделать глаза и расположить их в верхней части головы. Хвост стрекозы сделать из сухой веточки и прикрепить к брюшку сзади. Крылья стрекозы – крылатки ясеня  (или клёна) вставить попарно в боковые части брюшка, усы и лапки сделать из тонкой проволоки.

После изготовления игрушки воспитателем и уточнения последовательности работы каждый ребёнок создаёт поделку. В итоге проводятся анализ и оценка выполненной работы.

3

28.09.2023г

Бабочка (стр 36)

Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом; при изготовлении игрушки учить соизмерять её части; развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой; продолжать учит анализу процесса работы.

Материал: жёлудь (желательно небольшого размера, овальной формы), листья деревьев, плоды шиповника, веточки или проволока, пластилин или клей (косточка), салфетка.

Ход работы:

На столе у воспитателя расположены готовые игрушки- бабочки разных цветов и размеров. Взрослый вместе с детьми определяют, в чем их сходство ( в структуре)  различие( в деталях). Выясняют, что все части и детали бабочки сделаны из определенного природного материала, обсуждают возможные варианты его замены.

На следующем этапе детей продолжают учить анализировать последовательность изготовления игрушки: для туловища используют  желудь, отделенный от шляпки; в качестве крыльев бабочки берут маленькие (для нижних) и большие (для верхних) листья любого дерева, что даст возможность сделать крылья бабочек различной формы и окраски. При этом важно научить детей соизмерять величину жёлудя (туловища) и крыльев (листьев).

Листья – крылья плотно сжимаем у основания и присоединяем к туловищу, для чего на боковые края жёлудя (места соединения крыльев с туловищем) накладывают  тонкий слой пластилина или клея. Головку бабочки делают из плода шиповника. В него вставляют усики из веточек или тонкой проволоки и соединяют с туловищем. Воспитатель обращает внимание детей на то, что ,если для крыльев бабочки подобрать листья с разных деревьев, бабочки получаются разные. После уточнения последовательности работы над игрушкой, детям помогают отобрать материал, соизмеряя величину жёлудя (туловища) и листьев (крылья), и приступить к работе.

В конце занятия воспитатель и дети оценивают игрушки. Все поделки можно объединить в коллективную работу под названием «Хоровод бабочек» или «Танец бабочек».

4

Октябрь

12.10.2023г

                   

Козлик (стр 39)

Закрепить навыки мыслительного анализа последовательности изготовления поделки и практического выполнения задания; воспитывать внимательность в работе, способствовать формированию действий пооперационного контроля.

Материал: плоды шиповника, жёлуди, крылатки клёна или ясеня, заострённые веточки деревьев и палочки, семена яблока, пластилин или клей, кисточка.

Ход занятия:

Занятие начинается с рассматривания природного материала. Затем воспитатель сообщает детям, что из жёлудя, шиповника, крылаток и другого материала они будут делать новую игрушку – козлика. Он показывает готовую игрушку, и все вместе сначала анализируют структуру, а затем последовательность изготовления поделки, при этом взрослый побуждает детей самостоятельно осмысливать порядок действий.

Изготовление козлика начинают с туловища, для чего берут желудь и вставляют в него заострённым концом параллельно расположенные веточки – это ноги.  Хвост козлика можно также сделать из веточки. Для головы берут плод шиповника, к ней присоединяют две маленькие крылатки ясеня или клёна – будут уши, после чего голову соединяют с туловищем с помощью палочки. Голове козлика можно придать желаемый наклон; глаза делают из семян яблока, а рогами служат две маленькие палочки, вставленные в голову между ушами – крылатками (можно в качестве ног , рогов и хвоста использовать также хвою сосны или крылатки клёна, ясеня). Для более прочного присоединения ног , рожек, ушей места соединения желательно предварительно смазать тонким слоем клея или использовать пластилин.

Воспитатель помогает детям соблюдать правильную последовательность изготовления игрушки. После завершения работы проводятся анализ и оценка результатов.

5

6

26.10.2023г

Ноябрь

09.11.2023г

Котенок (стр 40)

Птицы (стр 41)

Продолжать учить использовать шиповник для изготовления разнообразных поделок; закреплять навык работы с шилом, умение анализировать образец поделки и процесс её выполнения; формировать устойчивый интерес к работе с природным материалом.

Материал и инструменты: плоды шиповника, спички без головок или веточки, сосновая хвоя, чешуйки от шишки, шило.

Ход работы:

Воспитатель загадывает детям загадку о котенке, после этого приносит игрушку котенка и предлагает рассмотреть ее, выделить части, из которых она сделана. Затем показывает последовательность действий по изготовлению игрушки и просит запомнить её. Для головы надо взять плод шиповника и насадить ее на тонкую веточку или половинку спички, очищенной от серы. Шилом обвести глаза,   усы сделать из сосновой хвои, а из двух чешуек еловой шишки – уши.

Для туловища котенка можно использовать два крупных плода шиповника, плотно соединив их друг с другом с помощью спички, предварительно убрав серу. Ноги и хвостик можно сделать из  половинок спичек, концы которых покрасить черной краской: это подушечки лапок и кончик хвоста котёнка.

При изготовлении этой игрушки шило используют минимально. Свежие плоды шиповника очень мягкие, и их легко накладывают на веточки или спички. Но если будут использоваться посохшие плоды, то без шила не обойтись.

Перед началом работы с шилом воспитатель напоминает о правилах техники безопасности: все операции с шилом нужно производить на столе, при этом плод шиповника придерживать большим и указательным пальцами левой руки. Шило держать в правой руке и вводить его в плод очень медленно.

После анализа образца дети приступают к самостоятельному изготовлению поделок, воспитатель контролирует работу каждого ребенка.

Готовые поделки выставляем на стол, чтобы дети могли увидеть все работы, дать им оценку.

Формировать у детей умение трудиться сообща над одной темой, выполняя при этом конкретное задание; познакомить с новым типом образца – рисунком поделки, научить на основе его анализа устанавливать последовательность работы; продолжать учить работать с шилом; воспитывать у детей чувство коллективизма, доброжелательные отношения, любовь к живой природе.

Материал и инструменты: плоды шиповника, крылатки клёна, палочки, чашечки жёлудя, клей, пластилин, шило, кисточка.

Ход работы:

На панно у стола воспитателя изображена кормушка с птицами. Воспитатель спрашивает, почему птицы погибают зимой, зачем делают кормушки. Затем сообщает, что сейчас дети будут делать игрушечных птиц. Воспитатель прикрепляет рисунок будущей игрушки. Ребята рассматривают рисунок – образец и уточняют части игрушки, её детали, характерные особенности, определяют природный материал для изготовления поделки (материал разложен на столах). Затем педагог предлагает подумать, как такую игрушку можно сделать, просит рассказать, в какой последовательности вести работу.

Для туловища выбирают крупный плод шиповника, очищают его от сухой травки и, проколов шилом отверстия, накладывают на две веточки одинакового размера. Получилось туловище и ноги будущей птицы. Затем на тонкую веточку или спичку накладывают шиповник меньшего размера – это голова и шея птицы. Маленькая палочка – клюв, для глаз прокалывают заострённой веточкой небольшие отверстия, в которые вставляют семена яблока, предварительно смазав их клеем или нанеся тонкий слой пластилина. Голову птицам соединяют с туловищем с помощью палочки – шеи. Вместо лапок делают подставку из плюски жёлудя, которую для устойчивости набивают пластилином. Для крыльев и хвоста используют крылатки клёна, которые втыкают в туловище (плод шиповника сбоку и сзади). Воспитатель обращает внимание детей на то, что если по – разному расположить крылатки в хвосте и на крыльях, придать голове разный наклон и изменить положение ног, то получатся разные птицы.

Изготовление поделки воспитателем на глазах у детей с подробным анализом способствует запоминанию последовательности работы.

После этого дети приступают к изготовлению поделок. Воспитатель следит за соблюдением установленной последовательности, помогает работать шилом, напоминает правила техники безопасности.

После выполнения работы проводится анализ и оценка работ.

7

23.11.2023г

Олень  (стр 45)

Учить детей использовать различный природный материал (жёлуди, шишки, веточки) для изготовления оленя; познакомить с новым типом образа – моделью игрушки и способом наглядной фиксации этапов работы над поделкой в виде схемы последовательности действий; развивать умение соединять части игрушки при помощи заострённых веточек; продолжать закреплять навыки работы с шилом; воспитывать внимательность и старание в работе.

Материал и инструменты: жёлудь, еловые шишки, спички, веточки, сосновая хвоя, клей, краски, картон, шило, кисти, листы бумаги, карандаши.

Подготовка к работе. Воспитатель ножом заостряет с обоих концов спички для ног и хвоста, для соединения её частей, мелко режет сосновую хвою. Затем всё это раскладывает на столах  вместе с другими природными материалами.

Ход работы:

Работа над поделкой начинается с анализа рисунка игрушки, выделения отдельных её частей. Затем воспитатель рисует на доске модель игрушки и предлагает нарисовать такую же модель у себя на листках бумаги.

Дети рассматривают модель и выделяют части игрушки. Педагог предлагает им рассказать о последовательности работы. Сообщает, что теперь он не будет показывать, каким образом изготавливается игрушка, а чтобы запомнить порядок действий, они будут рисовать схему поэтапного изготовления; объясняет и показывает, как создаётся на бумаге такая схема: для обозначения частей поделки используют геометрические формы, каждый этап работы обозначают рамкой, а стрелками указывают, с какого этапа надо начинать и каким заканчивать работу. По ходу обсуждения последовательности работы на доску вычерчивают наглядное изображение процесса работы, дети на листках бумаги рисуют такую же схему, которую впоследствии используют как план (см.схему к рис. 20), затем приступают к созданию игрушки.

Для головы оленя берут жёлудь, делают в нем шилом три отверстия: два сверху, в них вставляют разветвлённые веточки – это рога, и одну снизу, в которое вставляют спичку, заострённую с обоих концов для соединения головы с шеей. Затем берут две еловые шишки: одну большую для туловища, другую меньшего размера и короче для шеи. Сделав в них шилом по отверстию, вставляют в отверстие большой шишки спичку, на неё плотно насаживают маленькую шишку, соединяя таким образом туловище с шеей. После этого в шишке – туловище делают ещё пять таких же отверстий – четыре для ног и одно для хвоста – и вставляют в них спички. В верхней части шишки – шеи также делают одно отверстие и соединяют спичкой с головой оленя. Мордочку можно нарисовать красками или цветными карандашами.

В конце занятия анализируются работы детей.

8

Декабрь

07.12.2023г

Вертолёт (стр 47)

Учить детей работать с новым материалом – пробкой; воспитывать интерес к применению разнообразного материала и умение экономно его использовать; учить изображать модель игрушки в качестве образца, рисовать план – схему её пооперационного изготовления и пользоваться им в процессе работы; добиваться проявления самостоятельности в работе; учить преодолевать трудности, доводить дело до конца; развивать самоконтроль в процессе работы по плану – схеме.

Материал и оборудование: пробка, ветки деревьев, крылатки клёна, пластилин, шило, нож (для воспитателя).

Подготовительная работа. Воспитатель заостряет ножом веточки, дети внимательно наблюдают за его действиями.

Ход работы:

Воспитатель предлагает для анализа схематический рисунок (модель) игрушки, просит детей рассмотреть, из каких частей она состоит, какие детали есть у поделки, какой можно использовать материал для её изготовления. Если ребята не могут проанализировать схематическое изображение, рядом с моделью располагают рисунок игрушки, а её модель создают вновь по ходу анализа и выделения характерных особенностей. Когда первичный анализ будет завершён, приступают к установлению последовательности этапов изготовления. Педагог учит детей изображать план последовательности работы, показывая и объясняя, как это делается, просит их проанализировать ход работы, объяснить последовательность действий (см.схему к рис. 21). С этой целью можно задавать детям вопросы: с чего мы начнём работать над игрушкой? Как мы покажем это на рисунке? Что изготавливается после? Как мы это изобразим на рисунке? Чтобы закончить игрушку, что нужно сделать ещё? Как это можно нарисовать?

По мере уточнения последовательности изготовления поделки дети у себя (на бумаге), а воспитатель на доске рисуют план схему поэтапного изготовления игрушки (места отверстий на схеме обозначаются точками).

Для кабины и салона вертолёта используют пробку цилиндрической формы. В ней шилом делают два отверстия (одно сверху, посередине, другое в боковом срезе). Затем берут небольшую ровную веточку (2 – 2.5 см) или спичку, заострённую с одного конца, и, слегка надавливая, вставляют в верхнее отверстие пробки. На другой конец этой же веточки прикрепляют маленький шарик из пластилина. В него втыкают четыре крылатки – получится пропеллер с лопастями. После этого можно приступить к изготовлению хвоста. Для этого надо взять веточку потолще (диаметром 1 см и длиной 5-6 см), заостренную с одного конца, вставить её в отверстие пробки на боковом срезе. Затем прикрепить к ней с помощью пластилинового шарика крылатки клёна. Вертолёт готов. Можно приделать к вертолёту и колёса с помощью проволоки и плюсок жёлудя.

После того как дети усвоят порядок работы над вертолётом, могут приступать к поделке.

В конце занятия детские поделки анализируются.

9

21.12.2023г

Павлин (стр 49)

Закреплять навыки работы с разным природным материалом; формировать умение по модели игрушки создавать наглядную схему последовательности действий и пользоваться ею как планом работы в процессе изготовления поделки; продолжать учить детей пользоваться шилом; развивать глазомер, эстетический вкус, чувство цвета.

Материал и инструменты: шишка еловая или сосновая среднего размера, жёлудь, метёлка камыша, веточки деревьев, цветная бумага, клей, пластилин, шило, ножницы, кисточка, карандаш.

Ход работы:

Детям показывают схематический рисунок (модель) игрушки павлина, предлагают рассмотреть его и выделить составные части поделки, указать возможный для применения материал. После чего приступают к анализу последовательности работы и изображению её этапов: воспитатель рисует на доске, а дети – на листах бумаги (см.схему к рис.22). Вместе приходят к выводу, что поделку легче изготовить, соблюдая следующую последовательность в работе: для туловища подобрать еловую или сосновую шишку среднего размера, сделать в ней шилом четыре отверстия ( с противоположных концов для шеи и хвоста и внизу для ног павлина). Для головы подойдёт жёлудь без чашечки, в нижней части которого надо сделать прокол для веточки – шеи. Голову и туловище соединить заострённой с обоих концов удлинённой веточкой так, чтобы центральная её часть осталась снаружи, - это шея. Для прочности скрепления концы веточки смазать клеем. Две веточки, одинаковые по размеру, вставить в отверстия, сделанные в шишке – туловище снизу, - будут ноги. Глаза и клюв, украшения для головы делают из пластилина. На голове можно сделать три прокола, вставить в них три спички, окрашенные в разные цвета, укрепить на их концах разноцветные шарики из пластилина. В сделанное отверстие в шишке – туловище вставляют хвост (метёлка камыша или птичьи перья). Метёлку и перья можно раскрасить, украсить разноцветными кружочками из бумаги. Для устойчивости павлина укрепляют на подставке или на ветке.

В конце занятия подводят итог.

10

Январь

11.01.2024г

Вертолёт (стр 68)

Учить детей делать игрушку из разнообразного природного материала (еловых шишек) грецкого ореха и др.); закреплять умение соизмерять части поделки, создавать игрушку на основе анализа модели – образца и схематического изображения последовательности работы, развивать планирующую функцию сознания; отрабатывать навыки работы с шилом.

Материал и инструменты: еловая шишка, грецкий орех, крылатки ясеня большого и маленького размера, веточки, пластилин, шило, стеки, салфетки.

Ход работы:

На учебной доске выставляют модель игрушки и дети вспоминают части поделки: редуктор, кабина, лопасти переднего и заднего винта, выбирают способ её изготовления и рисуют схему.

В процессе анализа предстоящей работы выясняют, что игрушку создают в четыре этапа. Сначала заготавливают верхнюю часть вертолёта- редуктор. Его делают из пластилина: из одного куска пластилина лепят конусообразную фигуру; стекой отрезают её верхнюю часть, она пригодится для скрепления переднего винта, а нижнюю устанавливают на грецкий орех- это кабина. Приёмом примазывания соединяют редуктор с кабиной.

На втором этапе заготавливают хвостовую часть. Для этого подбирают продолговатую еловою шишку, в которой нужно проделать шилом по центру долевой накол (эту работу выполняет воспитатель) и вставить веточку. На конец веточки налепить пластилиновый шарик, при помощи которого хвостовая часть соединяется с кабиной.

На третьем этапе соединяют кабину вертолёта с хвостовой частью и завершают поделку изготовлением переднего и заднего винтов. Их делают из крылаток ясеня и прикрепляют соответственно к редуктору и хвостовой части. Для переднего винта используют крылатки больших размеров, а для заднего – маленьких.

Во время изготовления поделки воспитатель помогает детям соблюдать установленную последовательность, правильно выполнять все приёмы работы. Он показывает образец, если видит, что детям трудно работать без него.

Готовые поделки выставляются, воспитатель привлекает детей к анализу, отмечает их успехи, поощряет заинтересованное отношение к труду.

11

25.01.2024г

Бобик (стр 70)

Учить детей самостоятельно подбирать материал для работы. Закреплять умение использовать разнообразный материал для осуществления знакомой темы и экономно его расходовать; отрабатывать навыки анализа поэтапного изготовления игрушки; формировать общественную мотивацию труда.

Материал и инструменты: жёлуди разных размеров, орех, чашечки от жёлудя, веточки для ног и шеи, заострённые с двух сторон, и для хвоста – с одной, сучки, пластилин, бумага, шило, карандаш.

Ход работы:

Воспитатель загадывает загадку о собачке. Затем сообщает, что сегодня они будут мастерить собачку Бобика. Воспитатель нацеливает ребят на то, что сегодня они будут самостоятельно выбирать необходимый материал, напоминает о бережном и экономном его использовании. После анализа последовательности работы создаётся наглядная схема изготовления поделки, состоящая из пяти этапов. Детей учат и обобщённому анализу процесса работы, отмечают, что сначала на первых четырёх этапах осуществляется заготовка частей, а на последнем её изготовление.

Сначала подбирают два жёлудя: большой для туловища и маленький для головы, в первом делают шилом шесть отверстий (для соединения шеи, ног и хвоста), а во втором – одно (для шеи). Затем изготавливают ноги. Для передних ног используют заострённые с двух концов веточки средней длины, а для задних – две короткие веточки. В четырёх чашечках жёлудя по центру делают проколы шилом и в них вставляют веточки. На следующем этапе ноги соединяют с туловищем, для чего жёлудь ставят чуть – чуть наклонно. Задние ноги почти не видны, так как они плотно прижаты к туловищу – жёлудю. Сзади вставляют короткую изогнутую веточку – это хвостик. К голове пластилином прикрепляют маленький сучок – нос, из пластилина лепят глаза и уши, прикрепляют веточку для шеи.

На последнем этапе шею соединяют с туловищем. Для этого веточку – шею вставляют в туловище, но не до конца. Оставшаяся часть веточки и будет шеей. Чтобы соединение было более прочным, его обмазывают пластилином или клеем. После уточнения последовательности работы воспитатель проверяет, как дети изобразили план-схему на листах бумаги. Если всё правильно, то можно приступать к работе.

Готовые игрушки анализируют и оценивают. При этом воспитатель обращает особое внимание на удачный подбор материала и соразмерность всех частей игрушки.

12

Февраль

15.02.2024г

Чебурашка (стр 72)

Продолжать учить детей анализировать игрушку по схематическому изображению, выделять составные части; закреплять умение самостоятельно создавать схему поэтапного изготовления поделки; обобщать знания детей о возможностях комбинирования материала; воспитывать волю, настойчивость при выполнения задания; формировать интерес к данному виду труда, укреплять желание трудиться.

Материал и инструменты: жёлуди, каштан, ракушки с просверленными маленькими отверстиями, короткие ветки, пластилин, тушь, шило, кисточка.

Ход работы:

Занятие начинают с прослушивания «Песенки Чебурашки». У детей спрашивают: чья эта песенка? Как они относятся к Чебурашке? Хотят ли они смастерить такую игрушку?

Воспитатель выставляет на доске модель (схематический рисунок) поделки. Отвечая на его вопросы, дети определяют части игрушки, характерные особенности внешнего вида, размышляют о возможных вариантах использования материала.

Педагог рисует схему, дети её рассматривают, соотносят с моделью игрушки и материалом, затем перерисовывают на свои листы бумаги (см.схему к рис.33). В результате анализа дети должны уточнить, что на первом этапе подбирают материал для туловища, головы и плюски для туфель, с тем чтобы сначала сделать все операции шилом. Для туловища выбирают крупный жёлудь, отделяют чашечку, шилом делают в верхней его части отверстия для крепления головы и рук, затем прокладывают по одному отверстию с правой и левой стороны для ног. Каштан подойдёт для головы. В верхней его части шилом накалывают отверстие для соединения с туловищем и по два отверстия по бокам для ушей. Проколы делают и в четырёх плюсках, которые используют для рук и ног.

На втором этапе плюски –руки присоединяют к жёлудю – туловищу. Для этого их прокалывают тонкой проволокой, а затем свободно опускают чашечки. После этого скрепляют чашечки – ноги и туловище короткими, заострёнными с обоих концов веточками или спичками, воткнув их в отверстия жёлудя и плюски.

Затем изготавливают голову. На каштане нужно нарисовать лицо Чебурашки, уши – две ракушки; их приделывают так: тонкой проволочкой прошивают два отверстия в каштане, а предварительно в каждой ракушке были просверлены маленькие отверстия. Привязанные уши – ракушки как бы висят . Уши можно сделать из плюсок жёлудя.

Когда голова игрушки будет готова, её соединяют с туловищем. Для этого короткую веточку заостряют с обоих концов и вставляют в верхнее отверстие жёлудя и нижнее отверстие каштана так, чтобы шеи не было видно.

После того, как дети запомнят последовательность изготовления игрушки, можно приступить к её созданию.

13

29.02.2024г

Птичка (стр 78)

Закрепить навык работы с плодом каштана; совершенствовать умение самостоятельно анализировать план – схему последовательности действий при создании игрушки; совершенствовать навыки соединения деталей; воспитывать настойчивость в достижении цели.

Материал и инструменты: каштаны (разного размера), заострённые спички или палочки, перья, бумага, пластилин, клей, краски, шило, кисточка, карандаш.

Ход работы:

Детям показывают модель будущей игрушки, затем предлагают схематичное изображение последовательности работы над поделкой. Рассматривая план-схему, дети самостоятельно решают, как использовать тот или иной материал, каким способом соединять части игрушки. На схеме изображены четыре этапа работы над поделкой (см. схему к рис. 36).

Сначала отбирается материал для туловища - большой каштан (можно использовать лесной орех, желуди) и для головы - маленький каштан (или другой подходящий по форме материал). В них делают шилом отверстия: шесть в большом каштане (для соединения ног, крыльев, хвоста и шеи) и два в маленьком (для соединения с шеей и клювом). Наколы делают и в половинке скорлупы каштана - это будет подставка для птицы.

На третьем этапе мастерят голову. Шип гледичии, который хорошо имитирует клюв, вставляют в отверстие. Семена гледичии подойдут для глаз, их смазывают клеем и приклеивают, затем изготавливают туловище. Для крыльев и хвоста используют натуральные перья птиц, обрезав их в соответствии с размером игрушки. Ноги делают из палочек или заостренных и окрашенных спичек, дополнительно укрепленных в отверстиях пластилином или клеем. Туловище укрепляют на подставке, которая делается из половинки каштана.

Когда части птицы готовы, голову присоединяют к туловищу. Это последний этап работы.

После анализа дети приступают к изготовлению поделки. В процессе работы воспитатель помогает тем, кто в этом нуждается, хвалит тех, кто проявляет настойчивость и терпение при создании игрушки. Так как материал дети выбирают самостоятельно, птицы могут получиться самые разнообразные. Оценивая готовые поделки, нужно учитывать эту особенность работы и поощрять тех детей, кто наиболее удачно подобрал материал по форме, цвету, размеру.

14

Март

14.03.2024г

Петушок ( стр 78)

Учить детей делать несколько вариантов одной игрушки, используя разный природный материал; формировать умение самостоятельно строить схему последовательности изготовления поделки на основе анализа модели-образца; воспитывать у ребят желание делать игрушку в подарок малышам; развивать творчество.

Первый вариант (рис.38)

Материал и инструменты: шишка, желуди, веточки деревьев, птичьи перья, небольшой лист дерева, крылатки клена, клей, бумага; деревянный брусок, шило, нож (для воспитателя), кисточка, ножницы.

Ход работы.

Предварительно в процессе анализа модели-образца игрушки дети обговаривают возможные варианты использования материала, выделяют части игрушки, детали, способы ее изготовления и украшения.

Затем воспитатель сообщает, что сегодня они будут сами строить схему последовательности работы. Для этого сначала вспоминают, как рисовали схему работы над другими игрушками, и приступают к ее созданию. Педагог принимает участие в обсуждении вопроса, но мнение свое высказывает последним, побуждая детей к самостоятельному определению последовательности действий. Обсудив предстоящую работу, дети начинают рисовать схему поэтапного изготовления поделки (см. схему к рис. 38).

На первом этапе делают голову. Берут желудь, отделяют от плюски, ножом делают прорези сверху и снизу. В расщелины сверху вставляют небольшой лист, а снизу - крылатки клена - это будут гребешок и бородка. Клюв делают из двух слоев бумаги или заостренной ветки, глаза - из бумаги или семян. Их приклеивают с помощью клея.

Затем для туловища берут большую удлиненную шишку, в ней у основания шилом делают отверстие для шеи, внизу - два отверстия для ног и несколько отверстий на самом острие шишки для хвоста. Отверстия накалывают и в плюсках желудей, чтобы закончить все операции с шилом.

На третьем этапе соединяют голову петушка с туловищем. Для этого короткую узкую ветку заостряют с двух концов и вставляют в отверстия шишки-туловища и желудя-головы. На последнем этапе завершают работу над поделкой. Изогнутые крепкие ветки - это ноги. Для лап петушка берут плюски от желудя. Веточки-ноги заостряют с двух концов, одним концом веточки вставляют в отверстие шишки, другим - в плюску желудя. И наконец, три-четыре пера вставляют в отверстия, сделанные на самом острие шишки,- получился хвост.

Для большей прочности игрушки все места соединения (концы веточек, перьев и др.) смазывают клеем.

Воспитатель все отверстия накалывает сам, заостряет концы веток и ножом делает прорези в желуде. Можно разрезать соломинку и обмотать ею ноги петушка - они будут похожи на ноги живого петуха.

Педагог предлагает детям смастерить петушка из другого материала, пользуясь той же схемой.

Второй вариант (рис. 39)

Материал: каштаны, лесной орех, желудь овальной формы, перья, ветки, палочка или заостренная спичка, шип гледичии, листья георгина, семена вьюна, клей; деревянный брусок, шило, кисточка.

Ход работы.

Туловище петушка мастерят из каштана или лесного ореха. Для головы выбирают желудь; гребешок, сережки петушка мастерят из лепестков георгина, клюв - из шипа гледичии, глаза - из семян вьюнка. Все это приклеивают. Веточки подойдут для ног, из перьев получается хвост. Игрушку прикрепляют к подставке, сделанной из половинки плода каштана. Теперь ее можно подарить маленьким друзьям.

15

28.03.2024г

Лебедь на озере (стр 106)

Совершенствовать практические умения работы с разнообразным природным материалом, навыков скрепления и соединения деталей; формировать умения использовать природный материал и дополнительный материал в различных сочетаниях.

Материал и инструменты: скорлупа грецкого ореха, желудь, соломинки, проволока, голубая бумага, сосновые иглы, рогоз, пластилин; шило, ножницы.

Ход работы.

Начинают делать игрушку с головы лебедя. Для этого берут желудь продолговатой формы, из пластилина делают клюв, глаза. В желуде с одной стороны шилом прокалывают отверстие. Затем берут упругую проволоку длиной 6-7 см, сечением 1-2 мм, нарезают кусочками соломинку, нанизывают на проволоку. После этого вставляют проволоку в отверстие желудя, круто изгибают, подобно шее лебедя, другой конец проволоки-шеи укрепляют в половинке скорлупы грецкого ореха.

При изготовлении композиции дети сами выбирают природный материал. Не нужно ограничивать их фантазию.

Воспитатель поощряет тех детей, которые выполнили задание качественно, проявили творчество в выборе материала, украшении изделия, а также внимание к товарищу, нуждающемуся в помощи.

16

Апрель

11.04.2024г

Рыболов (стр 108)

Материал и инструменты: пробка, желуди, спички, нитки, мох, зеленая бумага, картон, веточка, краски; ножницы, шило, кисти.

Ход работы.

Из кусочка картона вырезают овальное или любой другой формы озеро, раскрашивают его голубой краской, оставив островок, на котором можно укрепить мох или траву, вырезанную из зеленой бумаги.

Посредине островка приклеивают пенек из пробки. В пробке делают отверстие, вставляют в него маленькую заостренную с обоих концов веточку.

Человечка-рыболова делают из двух желудей: один крупный - туловище, другой маленький со шляпкой - голова. Соединяют их с помощью маленькой веточки или спички. Отверстия для рук и ног накалывают шилом и в них вставляют спички чистыми концами. Потом спички надламывают и придают им желательное положение. На одну руку-спичку привязывают нить - это будет удочка, ее спускают в озеро. Лицо человечка рисуют красками или тушью. Ведро для рыболова можно сделать из пластилина, половинки каштана или чашечки желудя.

17

28.04.2024г

Двойка (стр 112)

Материал и инструменты: шишки еловые, фисташки, чашечки желудя, пенопласт, пластилин, веточки, горох, бумага, краски, ножницы, шило, кисточка.

Ход работы.

Вначале воспитатель рассказывает детям сказку.

"Жили на Севере пингвины: папа, мама и их сын - маленький пингвиненок. Он учился в школе, получал всегда хорошие отметки. Но однажды заигрался и уроки не выучил, получил двойку. Мама стала ругать малыша, папа от огорчения постукивал клювом. Пингвиненку стыдно. Он дает слово, что исправит отметку и будет прилежным учеником".

Затем педагог ведет с детьми беседу о пингвинах, из которой ребята узнают о характерных особенностях этих животных - где они живут, чем питаются, как растят своих детенышей. После этого воспитатель сообщает, что сегодня они будут выполнять задание - делать сценку, в основу содержания которой положен сюжет рассказанной здесь сказки. В качестве образца показывает рисунок на эту тему, рассказывает о последовательности создания сценки.

Для изготовления пингвина берут крупную еловую шишку и повертывают ее чешуйками вниз. Из пластилина делают голову, глаза - горошины, клюв - два треугольника из красной бумаги. Крылья пингвину можно сделать из кожуры фисташек (или крылаток ясеня, клена), укрепив их между чешуйками шишки с помощью пластилина.

Лапки можно сделать из чашечек желудя, для чего их набивают пластилином и укрепляют внизу шишки с помощью заостренной с двух концов маленькой веточки. В шишке и в чашечках шилом параллельно проделывают отверстия.

Для большего сходства с пингвинами шишку-туловище и кожуру фисташек (или крылаток) - крылья можно покрасить черной и белой гуашью.

Подобным образом изготавливают всех пингвинов из этой семьи. Соответственно каждому персонажу подбирают размер и форму шишки.

Действующим лицам придают определенную позу.

Льдину вырезают из кусочка пенопласта. Края у льдины неровные.

Игрушка готова. Играя с нею, дети продолжают развивать сюжет услышанной ими сказки, распределяют роли. Воспитатель незаметно для ребят руководит игрой, помогая им развивать действия, воспитывая дружественные отношения между сверстниками, вызывая положительные эмоции.

18

Май

09.05.2024г

Птичка (стр 149)

Материалгрецкий и лесной орехи, веточки деревьев (одна толстая, две средней толщины и две тонкие), два сухих семечка акации, крылатки ясеня, пластилин.

Подготовка к работе. Во время прогулки или по дороге из детского сада домой предложить ребенку рассмотреть крылатки ясеня, спросить, на что они похожи (на веер, на самолетик и т. п.), что можно из них сделать. Вместе с ребенком собрать крылатки ясеня и различной толщины веточки для изготовления игрушек.

Ход работы:

К грецкому ореху - туловищу птицы - прикрепить с помощью пластилина в нижней части две веточки средней толщины. Это - лапки. Голову - лесной орех - соединить с шеей, сделанной из пластилина, и с туловищем. Для клюва можно использовать две тонкие веточки, которые укрепить на голове птицы, как и глаза - семена акации, - с помощью пластилина. Хвост можно сделать из нескольких крылаток, после этого птичку нужно укрепить на подставке - толстой веточке и коре.

19

23.05.2024г

Рыбка вуалехвост (стр 151)

Материал: шишка (сосновая или еловая), крылатка ясеня или клена, засушенные листья дуба, пластилин.

Подготовка к работе. Перед началом работы надо дать возможность ребенку посмотреть на живую рыбку, если такой возможности нет, следует показать ему изображение на картинке. При этом взрослый обращает внимание ребенка на особенности внешнего вида рыбки - большой гибкий хвост, выпуклые глаза. Затем вместе с ребенком нужно отобрать необходимый материал и разложить его на рабочем столике.

Ход работы:

Работу начинают с поделки туловища рыбки. Для этого используют шишку. Глаза - пластилиновые шарики - прикрепляют к шишке. Их можно сделать также из кружков цветной бумаги, наложенных на пластилин, или косточек вишни. Нижний плавник делают из крылатки клена, которую закрепляют с помощью пластилина между чешуйками шишки. Для хвоста и верхнего плавника используют засушенные дубовые листья_ (для чего на черенок листа накладывают пластилин), их вставляют между чешуйками сверху и сзади. (Просушить свежие листья дуба можно горячим утюгом, положив их при проглаживании между двумя слоями бумаги.) Уяснив такую последовательность изготовления поделки, ребенок самостоятельно (но под контролем взрослого) делает игрушку. Взрослый при необходимости помогает ему. Когда игрушка будет готова, можно отметить, как ребенок работал, старался ли, аккуратно ли сделал игрушку, похвалить за старание, за проявленную инициативу. Если малыш медлит с уборкой рабочего места, ему надо напомнить об этом.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie